АДМИНИСТРАЦИЯ
КРАСНОЛИПОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15.03.2013 г. № 20
Об организации обучения и подготовки работников администрации Краснолиповского сельского поселения по вопросам ГО и защиты от ЧС.
В целях организации обучения и подготовки работников администрации Краснолиповского сельского поселения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
1. Утвердить Программу обучения работников администрации Краснолиповского сельского поселения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Приложение № 1.
2. Утвердить расписание занятий с работниками администрации по вопросам ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера в соответствии с Программой обучения. Приложение № 2.
3. Для проведения занятий создать учебную группу администрации Краснолиповского сельского поселения. Приложение № 3.
4. Организацию обучения оставляю за собой.
5. Занятия проводить согласно расписания занятий в соответствии с Программами обучения с 13.00 до 15.50.
Глава Краснолиповского сельского поселения А.Г.Григорьев.
Приложение №1
К постановлению администрации
Краснолиповского сельского поселения
от 15.03.2013 г. № 20
П Р О Г Р А М М А
обучения работников администрации Краснолиповского сельского поселения
по вопросам ГО и защиты от ЧС
природного и техногенного характера
I. Общие положения
Программа обучения работников администрации Краснолиповского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области по вопросам гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Программа) является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа определяет основы организации и порядок обязательного обучения работников администрации Краснолиповского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области (далее – администрации поселения) в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, с учетом особенностей их работы.
В Программе изложены методика обучения работников администрации поселения , тематика и расчет часов, определяющих базовое содержание подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков прошедших обучение.
II. Организация обучения
1. Обучение работников администрации сельского поселения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с требованиями федеральных законов: «О гражданской обороне» от 12.02.1994 № 28-ФЗ, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1998 № 68-ФЗ, «О пожарной безопасности» от 21.12.1998 № 69-ФЗ; постановлений Правительства Российской Федерации: «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.09.2003 № 547 и «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 № 841.
2. Программа определяет базовое содержание подготовки работников администрации поселения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 14 часов.
3. Обучение работников проводится по решению главы администрации поселения в рабочее время.
4. Для проведения занятий создаются учебные группы, не превышающие 20-25 человек. Для проведения практических занятий решением руководителя разрешается учебную группу делить на две или несколько подгрупп.
Занятия проводятся руководящим составом и специалистами администрации поселения, по отдельным темам целесообразно привлекать специалистов других учреждений и организаций.
Руководители учебных групп и их помощники ежегодно назначаются распоряжением главы администрации поселения.
5. Занятия проводятся в актовом зале администрации поселения с использованием наглядных пособий, диапозитивов, учебных кинофильмов, видео и аудиоматериалов.
6. Руководящий состав администрации поселения осуществляет постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий, с соответствующей записью в журнале учета занятий.
7. Ответственность за планирование, организацию обучения и контроль за проведением занятий возлагается на администрацию поселения
8. В ходе занятий серьезное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в сложной обстановке, при высокой организованности и дисциплине.
9. Учебный год завершать итоговым занятием. Оно проводится в целях проверки результатов обучения, закрепления полученных знаний и практических навыков. При этом, обучаемые сдают зачет в объеме изученной программы, с выполнением практического задания (норматива) по одной из тем программы.
В результате обучения работники должны
знать:
• основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
• задачи и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
• задачи и возможности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в обеспечении защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
• основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;
• методы формирования у людей психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, пути привития навыков управления своим психологическим состоянием;
уметь:
• четко действовать по сигналам оповещения, практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• защищать себя и членов семьи от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, четко и уверенно действовать в случае производственной аварии на своем объекте;
• пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;
• оказывать первую медицинскую помощь при травмах и повреждениях;
• действовать при ЧС террористического характера.
III. Тематика и расчет часов учебных занятий
№№ тем
|
Наименование тем
|
Вид занятия
|
Количество часов
|
1 |
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий |
Лекция
|
1
|
2 |
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий |
Лекция
|
1
|
3 |
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
|
Лекция
|
1
|
4 |
Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного характера |
Практическое занятие |
2
|
5 |
Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характер |
Практическое занятие |
2 |
6 |
Основные мероприятия гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций по защите населения |
Групповое упражнение
|
2
|
7 |
Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными
|
Практическое занятие
|
2
|
8 |
Действия работников организаций при чрезвычайных ситуациях террористического характера |
Практическое занятие
|
1 |
9 |
Организация пожарной безопасности и противопожарной защиты. |
Лекция |
2 |
Итого: |
14 |
IV. Содержание тем занятий
Тема № 1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороны. Организация гражданской обороны Российской Федерации. Руководство гражданской обороной. Силы гражданской обороны.
Структура гражданской обороны на объектах экономики. Основные задачи гражданской обороны объекта. Силы гражданской обороны объекта и их функции.
Тема № 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий
Ядерное оружие и его боевые свойства. Поражающие факторы ядерного взрыва и их характеристика. Защита от поражающих факторов.
Химическое оружие и последствия его применения. Отравляющие вещества, их классификация, воздействие на организм человека. Характерные признаки применения отравляющих веществ. Защита от поражающих факторов химического оружия.
Бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его применения. Способы применения бактериологического оружия. Признаки применения бактериальных средств. Защита от поражающих факторов бактериологического оружия.
Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.
Тема № 3. Организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС. Территориальные и функциональные подсистемы, уровни РСЧС. Координирующие органы РСЧС. Роль задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям на каждом уровне. Постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления РСЧС, их структура и функции.
Режимы функционирования РСЧС. Условия, при которых устанавливаются режимы функционирования и осуществляемые мероприятия.
Силы и средства РСЧС. Общие сведения о финансовых и материальных резервах, системах связи, оповещения и информационного обеспечения РСЧС
Тема № 4. Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Понятия об опасном природном явлении, источнике природной чрезвычайной ситуации, стихийном бедствии. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
Стихийные бедствия геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины). Их причины и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях геологического характера, во время и после их возникновения.
Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи). Причины их возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, все время их возникновения и после окончания.
Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, цунами). Причины их возникновения и Последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Природные пожары (лесные и торфяные). Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия населения при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий.
Тема № 5. Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Понятия об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика.
Радиационно-опасные объекты. Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Ионизирующее излучение. Доза облучения. Единицы измерения. Источники облучения населения. Основные зоны безопасности в период нормального функционирования радиационно-опасного объекта. Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Степени лучевой болезни. Однократное и многократное облучение организма человека и его последствия. Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима поведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Классификация аварийно химически опасных веществ по характеру воздействия на организм человека. Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ. Действия населения: при оповещении об аварии на химически опасном объекте; при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения. Неотложная помощь при поражении АХОВ.
Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях. Общие сведения о пожарах и взрывах, их возникновении и развитии. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров и взрывов. Действия населения при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении, при загорании электроприборов. Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва. Правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
Авария на гидродинамических опасных объектах. Общие сведения о гидротехнических сооружениях, гидродинамических опасных объектах и гидродинамических авариях. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий. Основные меры по защите населения от гидродинамических аварий. Действия населения: при заблаговременном оповещении о гидродинамической аварии; при внезапной опасности разрушения плотины; после аварии и спада воды.
Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.
Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (раз герметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной посадке самолета на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.
Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Особенности оставления судна прыжком в воду. Действия пассажиров при нахождении спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения: при дорожно-транспортном происшествии (ДТП); при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Аварии на общественном транспорте, их причины и последствия. Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду.
Виды террористических и диверсионных актов, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении террористического акта.
Тема № 6. Основные мероприятия гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по защите населения.
Оповещение. Действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации.
Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные элементы. Противорадиационные укрытия, их назначения и основные элементы. Укрытия простейшего типа и их устройство. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор. Детские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и порядок применения.
Условия применения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам камеры защитные детские, их назначение, устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими. Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства порядок изготовления и пользования.
Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация. Простейшие средства защиты кожи и их свойства. Элементы герметизации одежды при использовании ее в качестве средств защиты кожи.
Медицинские средства индивидуальной защиты кожи. Содержание, назначение и порядок применения. Индивидуальные противохимические пакеты, назначение и порядок пользования ими.
Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения.
Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивных, отравляющих и аварийно химически опасных веществ.
Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.
Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.
Тема № 7. Оказание первой медицинской помощи.
Основы ухода за больными Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших. Первая помощь при ушибах и вывихах. Первая помощь при химических и термических ожогах.
Первая помощь при обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, при тепловом и солнечном ударах. Правила оказания помощи утопающему. Основы ухода за больными.
Тема № 8. Действия работников организаций при чрезвычайных ситуациях террористического характера.
Организация и проведение антитеррористической деятельности. Взаимодействие с УВД Кировской области и УФСБ РФ по Кировской области.
Методы борьбы с террористическими актами. Предупреждение террористических актов и защита населения при их возникновении. Действия предупредительного характера.
Действия при угрозе и совершении террористических актов. Действия в случае обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов. Действия при поступлении угрозы по телефону. Действия при поступлении угрозы в письменной форме. Действия при захвате заложников.
Тема № 9. Организация пожарной безопасности и противопожарной защиты.
Обеспечение пожарной безопасности. Мероприятия, проводимые в целях повышения противопожарной безопасности Планирование противопожарных мероприятий гражданской обороны.
Пожарная охрана. Назначение, задачи и организация противопожарной службы и ее формирований.
Причины возникновения, характеристика и виды пожаров. Технические средства пожаротушения, их классификация и возможности. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования.
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением администрации
Краснолиповского сельского поселения
от 15.03.2013 № 20
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
с работниками администрации сельского поселения по вопросам ГО,
защиты от ЧС природного и техногенного характера.
Время |
Наименование тем |
Вид занятия |
Руководитель занятия |
февраль |
|||
|
Тема 1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий |
теоретическое занятие |
Григорьев А.Г. |
|
Тема 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий |
теоретическое занятие |
Григорьев А.Г. |
март |
|||
|
Тема 3. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
теоретическое занятие |
Григорьев А.Г. |
апрель |
|||
|
Тема 4. Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного характера |
практическое занятие |
Григорьев А.Г. |
июнь |
|||
|
Тема 5. Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера |
практическое занятие |
Григорьев А.Г. |
август |
|||
|
Тема 6. Основные мероприятия гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций по защите населения |
групповое упражнение |
Григорьев А.Г. |
сентябрь |
|||
|
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными |
практическое занятие |
Григорьев А.Г. |
19 октября |
|||
|
Тема 8. Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях террористического характера |
практическое занятие |
Григорьев А.Г. |
23 ноября |
|||
|
Тема 9. Организация пожарной безопасности и противопожарной защиты |
теоретическое занятие |
Григорьев А.Г. |
|
Итоговое занятие |
зачет |
Григорьев А.Г. |
Приложение № 3
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением администрации
Краснолиповского сельского поселения
от 15.03.2013 № 20
Учебная группа
администрации Краснолиповского сельского поселения
Григорьевич .
2. Главный специалист администрации
Жмурина Нина Викторовна Краснолиповского сельскго поселения
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.